Бирюкова Тамара Владимировна,
Грефенштейн Светлана Геннадьевна
– учителя начальных классов
ОУ Тюменцевская МСОШ
Комментарий к учебнику «Наш мир» 1 класс.
В нашей школе ученики начальных классов занимаются по программе УМК «Перспективная начальная школа». В учебниках «Наш мир» 1класс, авторов О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой и С.А. Трафимова прослеживается работа над основными задачами начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к совместно-разделённой и самостоятельной с элементами самообразования деятельности. Учебник учит ребёнка наблюдать, анализировать, выделять существенные признаки, обобщать. Главные герои Маша и Миша помогают изучать Окружающий мир в течение четырёх лет. Четкие, яркие иллюстрации помогают детям наслаждаться красотой, видеть её и чувствовать. В учебнике учитываются коммуникативные компетенции. Они учат детей деловому общению, умению работать с учебником и с несколькими источниками информации, применять простейшие инструменты (лупы, компас, термометры, цветные карандаши…). Расположение материала в учебнике соответствуют заданиям в рабочей тетради и хрестоматии. В текстах хрестоматии учитываются преимущества, которые даёт жизнь в сельской местности: богатейшее природное окружение, народные традиции и семейный уклад жизни, что способствует доступному и прочному усвоению материала. Не нравится то, что печатные тетради и хрестоматия некрасочные, что не вызывает бурного интереса и желания для работы с этими пособиями. Дети не видят, какими являются в действительности растения и животные. Цветное изображение позволяет учителю в лучшей степени дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры. Все учебники «Окружающего мира» должны быть взаимосвязаны в течение четырёх лет обучения. В четвёртом классе в изучении данного курса входят темы исторического цикла. Изучение истории нужно перенести в пятый класс. А в данный учебник добавить природоведческий материал и изучение родного края.
Перечень требований к учебникам нового поколения.
1. Учитывать возрастную специфику, что способствует навыкам адаптации к учебному предмету.
2. Реализовывать последовательно деятельностный подход.
3. Направить на усвоение знаний учащихся и их самостоятельному движению в изучаемой области, существенному повышению мотивации и интереса к учёбе.
4. Подбирать материал, который учитывает степень социального окружения, особенности мировосприятия школьника и различному уровню развития. Мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла.
5. Интегрировать материал, который позволит установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний.
6.Интерактивировать прямое диалогическое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.
7. Учитывать толерантность.
8. Позволить ребёнку и учителю работать на результат.
Общественный опрос родителей
будущих первоклассников
провела учитель начальных классов
ОУ Тюменцевская МСОШ
Грефенштейн Светлана Геннадьевна.
По каким учебникам надо учить детей?
Вот уже несколько лет на этот вопрос пытаются ответить академики, профессора и чиновники Министерства образования. Но самое главное - наконец-то решили поинтересоваться мнением тех, кто учит и учится по этим учебникам, а также тех, кто за них платит: педагогов, школьников и их родителей. Каждый автор предлагает свой учебник и, естественно, считает его лучшим. Но ведь хорошо известно, что написать учебник, гораздо сложнее, чем просто книгу. Хороший учебник пишется всю жизнь, а сейчас на книжный рынок вышли учебники, написанные на скорую руку. В них много фактических и содержательных ошибок и масса других ошибок. Я обучаю младших школьников по УМК «Перспективная начальная школа». Этот учебно-методический комплект рекомендован и допущен Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе начальной школы в 2009-2010 учебном году. Я не хочу сказать, что в учебниках данного УМК нет различного рода ошибок и опечаток, но всё-таки считаю, что УМК соответствуют требованиям нового образовательного стандарта. В учебниках данного УМК обучение последовательное, пошаговое. Достаточно представлены разные виды заданий, заставляющих детей думать, искать информацию в различных словарях, справочниках, хрестоматиях, интернете, даже обращаться за помощью к родителям, бабушкам и дедушкам. Это очень важно, так как в современном обществе придётся самостоятельно ориентироваться в многообразии информации. Но, чтобы ответить на вопрос, «Каким требованиям, на Ваш взгляд должен отвечать современный учебник и почему?» не достаточно одного моего мнения. К обсуждению данного вопроса нужно привлекать общественность, в частности родителей. Мне захотелось узнать мнение родителей будущих первоклассников по данному вопросу. Вот что они ответили:
Сапрыкина Л.В. – родительская общественность
Не секрет, что в начальной школе в настоящее время насчитывается более 10 программ, по которым обучаются младшие школьники. В каждой программе ответственно свои учебники. А каким должен быть современный учебник для младших детей? Я слышала, что разрабатываются госстандарты нового поколения для начальной школы. А по каким учебникам будут учиться дети в ближайшие 2-3 года? Мне, как родителю будущего первоклассника хотелось, чтобы это были учебники, в которых учитывалось не только получение детьми знаний, умений, навыков (хотя это главное), но наряду с этим учебники должны: · быть сформулированы так, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности и полноценного развития личности; · быть такими, чтобы по ним было комфортно заниматься детям разного уровня развития; · содержать задания разной степени сложности, обозначенные звёздочкой; · развивать у ребёнка внимание, мышление, память, логику и другое; · учить добывать знания самостоятельно и выполнять домашние задания самому; · а самое главное, чтобы учебники сохраняли здоровье и психику детей младшего возраста (не перегружали не лишними заданиями и заданиями не соответствующими этому возрасту детей).
Калягина Татьяна Анатольевна – родитель будущей первоклассницы
На мой взгляд, учебники будущего для маленьких школьников должны быть не слишком громоздкими, с достаточно крупным шрифтом (легче воспринимается, запоминается), написанные не очень заумным языком, для лучшего восприятия материала, с множеством иллюстраций и интересным дополнительным материалом. Но составителям учебников нельзя забывать о том, что учебники должны давать качественные знания в первую очередь, а не развлекать. Они должны быть такими, чтобы по ним смогли обучаться и сильные и слабые дети, т. е. современные учебники должны быть ориентированы, прежде всего, на ученика. Обязательно кроме учебников должны быть дополнительные тетради и справочная литература. А также современные учебники должны заинтересовать детей учиться по ним и помочь оградить школьников от потока ненужной и подчас опасной информации, которая бесконтрольно появляется во всемирной сети. Но самое главное для нас, родителей, чтобы цены на эти новые учебники были тоже новые и не такие высокие как на все предыдущие.
Король Татьяна Павловна – родитель
Мой первый ребёнок занимался в начальных классах по учебникам программы «Школа России». Сейчас он учится в 7 классе отлично. Много конечно зависит от развития самого ребёнка, от его дошкольной подготовки. Пришло время, второму идти в школу, в 1 класс и когда меня спросили: «А какими должны быть учебники для вашего сына?» я задумалась … Конечно красочными, но не слишком. Новые учебники должны быть интересны маленькому ученику, чтобы он захотел по ним учится. Мне бы хотелось, чтобы они не только учили, но и воспитывали: доброту, способность сопереживать, готовность помочь другому, а не учили жестокости и безразличию. Учебники обязаны учить ребёнка самостоятельности, организованности. Они должны позаботиться, прежде всего, о здоровье маленьких граждан – будущего поколения России. Я считаю, что в данное время уже достаточно программ, по которым обучаются дети, но не все из них отвечают современным требованиям. А не лучше ли сделать, так как было раньше: выбрать 1-2 программы, которые наиболее преемлемы для современных детей и сделать так, чтобы учебники этих программ стали доступны родителям не только крупных городов, но и отдаленных районов Сибири, где зарплаты у родителей иногда не хватает на жизнь, а о покупке дорогих учебников вообще даже говорить не хочется.
|