Грефенштейн Светлана Геннадьевна
ОУ Тюменцевская МСОШ
Концепция модернизации российского
образования на период до 2020 года определяет цели общего образования. Основные
из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника
общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков
самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности
к успешной социализации в обществе. Я считаю, чтобы вырастить образованного
человека, способного
самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать
многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, не только в
городской среде, но и в сельской местности, необходимо в сельских школах
изучение регионального компонента с начальных классов. Введение его в
содержание образования с начальных классов положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры,
природы родного края и своей малой родины через рассказы
бабушек и дедушек, других родственников. От совместных участий родителей
и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые свершения своих
предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах
бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях
воспитания экологической культуры.
Я второй год обучаю детей по
программе «Перспективная начальная школа». Замечательно то, что в данной программе учитываются те
преимущества, которые дает жизнь в сельской местности: богатейшее природное
окружение, народные традиции и семейный уклад жизни. Изучение регионального
компонента прослеживается в этой программе с 1 класса при изучении курса «Окружающий
мир»:
· Дом, в котором я живу. Домашний
адрес.
·
Животные
– часть природы. Животные твоего двора.
·
Насекомые
– часть живой природы. Насекомые нашей местности.
·
Расселение
растений на новые места в твоём крае.
·
Изменения
жизни растений в твоём крае с приходом осени.
·
Какие
сезонные работы выполняют жители нашей сельской местности?
·
Как
животные нашего края готовятся к зиме?
·
Каких
зверей можно увидеть в зимнем лесу в нашей местности? (экскурсия)
·
Как
помочь лесным жителям в нашем крае?
·
Растут
ли такие деревья в нашем крае? (экскурсия)
·
Какие
растения края и нашей местности торопятся цвести весной?
·
Какие
съедобные и несъедобные ягоды и грибы растут в нашей местности?
·
Какие
лекарственные растения растут в нашем крае?
·
Какие
предупредительные знаки по охране природы вы поставите в своём лесу?
·
Какие
растения и животные нашей местности охраняются и занесены в Красную книгу
Алтайского края?
Во 2 классе изучение регионального компонента продолжается:
·
Мир
живой и неживой природы родного края.
· Труд людей родного села, профессии, характерные, для нашей местности.
·
Погода и её явления на здоровье
человека. Наблюдения за погодой своей местности. Народные приметы.
·
Климатические условия, необходимые для
развития растений нашего края.
· Разнообразие растений нашей местности.
· Красная книга России. Красная книга Алтайского края. Бережное отношения к
природе нашего края.
· Дикорастущие и культурные растения нашего края (доклад).
· Сельскохозяйственные растения в нашей местности?
· Знакомство с сельскохозяйственными машинами и оборудованием в
сельхозтехнике родного села (экскурсия).
· Значение диких животных нашего края.
·
Люди
каких профессий заботятся о чистоте воздух и воды, о сохранении животных и
растений в нашем крае7
·
Имя
города, села, посёлка.
· Почему мое село так называется?
· Составление рассказа-описания «Моя малая Родина».
· Встреча с ветераном Великой Отечественной войны и труда своего села.
Чтобы заинтересовать и привлечь детей к изучению истории родного
края, села провожу различные познавательные игры-викторины, экскурсии в
природу, на предприятия. Часто с детьми бываем в районном краеведческом музее,
библиотеках, где проводятся выставки и беседы о природе, культурных памятниках,
знаменитых людях родного села и Алтайского края, стараемся участвовать в
краевых конкурсах рисунков о природе родного края.
Изучение родного края, малой родины очень важно начинать с
начальных классов, чтобы воспитать в детях основные качества личности,
вырастить будущих настоящих хозяев Земли.
Любите
родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Так как
изучение регионального компонента в образовательном процессе очень важно, хотелось
бы, чтобы в помощь нам, учителям начальных классов выпустили сборники по
краеведению.
Предлагаю
вашему вниманию свои разработки по данному вопросу. Материал вы найдёте на моём
сайте http://GSG10.ucoz.ru/
|