Конспект урока (с презентацией)
по окружающему миру 2 класс
по УМК «Перспективная начальная школа»
(в рамках краеведения).
Разработала учитель начальных классов
ОУ Тюменцевской МСОШ
села Тюменцева Тюменцевского района Алтайского края
Грефенштейн Светлана Геннадьевна
Тема: Имя города, села, посёлка ( № 1)
Цели:
1. Познакомить учащихся топонимикой (наукой о выяснении происхождения и развития географических названий) некоторых городов России, посёлка, где живут сюжетные герои Миша и Маша Ивановы.
2. Удовлетворить познавательный интерес учащихся о родной стране.
3. Воспитывать любовь к большой Родине, чувство бережного отношения к природе родных мест, к памятникам культуры и историческим памятникам.
Ход урока № 1
1. Организационный момент. ( Проверка готовности к уроку) Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Доброе утро солнцу и птицам! -Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.
Учитель:
Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
2. Объявление темы урока, постановка целей.
Учитель: Ребята, когда вы отправляете письмо в школьный клуб «Мы и окружающий мир», что вы указываете после имени отправителя и имени получателя? Дети:
Мы указываем конкретные населённые пункты.
Учитель:
Да, действительно. Каждый город, каждое село, каждый посёлок, каждая деревня имеют своё название. Многие из вас, пожалуй, не раз задумывались над тем, почему так назван город, село, река, озеро, улица и другие места. И наверно не раз спрашивали у родителей об этом.
Сегодня на уроке мы поговорим об этом.
Тема нашего урока «Имя города, села, посёлка».
Поставьте цели: что вы сегодня нового хотите узнать? (обсуждают в группах).
3. Погружение в проблему.
Учитель:
Городов на Земле очень много, самых разных. Для тех, кто в нём живёт, он самый лучший, самый любимый. Попробуй, прочитай слово ГОРОД с другой стороны! Ты поймёшь, что каждый город кому-нибудь ДОРОГ.
А вы не задумывались, почему города имеют такие названия?
Название может многое рассказать об истории населённого пункта. Древнерусские города часто получали названия по имени своих основателей. Например, город Ярославль основан князем Ярославом Мудрым почти 1000 лет назад (смотрите учебник «Окружающий мир» О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С. А. Трафимова, 2 кл. 2 часть, с. 94).
Город Санкт-Петербург обязан своим именем его основателю – царю Петру
1. Именно он решил заложить в устье реки Невы новый город. Именем великих князей названы города Дмитров и Владимир. Выскажите предположения, как ещё возникали названия населённых пунктов? (учащиеся обсуждают в группах).
Ответы детей: Люди селились по берегам рек, озёр. Учитель: Учёные считают, что многие названия населённых пунктов получили названия по названию рек и озёр. По названию рек дали имена городам: Донецк, Ужгород, Волгоград и другим. Например, столица нашей Родины – Москва получила имя по названию Москвы-реки.
· Немного остановимся на истории Московского Кремля.
· Выполним задание в печатной тетради с. 55.
· Об истории Московского Кремля можно прочитать в учебнике на с. 98 – 101.
В каком селе живут Маша и Миша Ивановы? (ответы детей).
Учитель: Старожилы рассказывают, что село Мирное получило название от слова мiр – вся земля. Мiрное – значит, построенное общими силами, всем миром (смотрите рисунок в учебнике на с. 95). Сейчас название села пишется по-другому: Мирное. В названиях многих населённых пунктов есть связь не только с названиями речек, но и с основными занятиями людей. Есть на севере нашей страны старинный город Вологда. Сам город получил название по реке Вологус (смотрите учебник, с 96). Этот город радует мир льняными кружевами более двух веков. Кружева плетут вручную, а узоры самые разные: зимние леса, животные, цветы …
4. Самостоятельная работа учащихся в парах.
Учитель: Рассмотрите рисунок деревни Жостово в учебнике на с. 97. Сообщите в парах друг другу, каким народным промыслом славится эта деревня? (Рассказы учащихся о деревне Жостово).
Учитель: Подумайте в связи с чем могли дать названия другим населённым пунктам? ( обсуждение в группах).
Ответы детей: Названия связаны с природой. Многие названия связаны с географическим положением населённого пункта или с природой края: например, село Заречье, деревня Высокая, посёлок Замоскворечье, Сосновый бор, город Березняки. Велика Россия. Много в ней городов, сёл, посёлков и деревень. У каждого названия своя история, и в этом его ценность. Она может о многом рассказать: о создателях, когда и как заселялась территория, чем занимались наши предки, какая была природа.
5. Итог урока.
Что нового для себя открыли?
Вывод: Мы все люди разные, живут в разных семьях, в разных домах, на разных улицах, но всех объединяет то, что мы жители одного населённого пункта, название которого может многое рассказать об его истории.
6. Домашнее задание:
· учебник с. 98 – 101, приготовить рассказ об истории Московского Кремля.
· Прочитать рассказ из хрестоматии по окружающему миру с. 131 -132 «Главная площадь страны».
· Спросить у бабушек, дедушек или у родителей, почему так названа улица, на которой вы проживаете?
Презентацию найдёте по ссылке:
|